«Ничему и никому не верить - это смерть. Все понимать - это тоже смерть. А безразличие - хуже смерти.»
Депутаты госсобрания Республики Алтай (Эл Курултай) на внеочередной сессии удовлетворили протест прокурора региона на постановление 13-летней давности, запрещающее проводить археологические раскопки в Кош-Агачском районе, где была найдена знаменитая на весь мир мумия "алтайской принцессы".
Эл Курултай в 1997 году запретил проводить раскопки в связи с многочисленными обращениями жителей Кош-Агачского района и общественного объединения "Эне Тил". Основная причина недовольства была связана со знаменитой находкой новосибирского археолога Натальи Полосьмак.
"Сессия (в пятницу) удовлетворила протест прокурора Республики Алтай на постановление Государственного Собрания - Эл Курултай РА от 10 июля 1997 года №22-65 "О запрете раскопок курганов в Кош-Агачском районе", - говорится в сообщении на сайте республиканского парламента.
Мумия, которой более 2,5 тысячи лет, была найдена экспедицией Полосьмак в 1993 году в кургане скифского времени на плато Укок на Алтае, вблизи границы с Монголией. Археологи передали находку в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирск, где она хранится до сих пор.
[MORE=читать дальше][/MORE"Постановление (парламента) было принято с превышением должностных полномочий, так как археологические памятники являются объектами культурного наследия федерального уровня. Региональные власти не могли вносить подобные запреты", - сообщила РИА Новости старший помощник прокурора Республики Алтай Ирина Тюхтенева.
Она признала, что снятию неправомерного запрета способствовала ситуация, когда очередной новосибирской археологической экспедиции в 2009 году пришлось отказаться от раскопок в этом районе Алтая. Ученые обратились в Росохранкультуру, представители которой в свою очередь обратились с письмами в прокуратуру.
Обнаружение мумии "алтайской принцессы" стало научной сенсацией. Представители Российской Академии наук назвали тогда это открытие одним из самых значимых в мировой археологии: впервые были получены для исследований не просто останки костей, а хорошо сохранившаяся мумия, позволяющая исследовать ДНК, воссоздать образ, убранство людей, живших в эпоху великих империй и завоеваний Александра Македонского.
Академик Вячеслав Молодин и доктор исторических наук Наталья Полосьмак в 2004 году были удостоены Государственной премии в области науки и технологий за "открытие новой евразийской цивилизации".
Местные власти тогда предъявляли археологам различные претензии, суть которых сводилась к тому, что ученые "оскверняют могилы предков". Объяснения, что могильники никак не связаны с современным населением Республики Алтай и являются частью мирового наследия, тогда восприняты не были.
Ситуация несколько раз обострялась в связи с землетрясениями в республике. Инициативные группы граждан требовали вернуть мумию и захоронить.
Последние несколько лет не прекращается спор между новосибирскими учеными и правительством Алтая о том, где должна храниться мумия - в Новосибирске или Горно-Алтайске. Так, новосибирские ученые считают, что в алтайском музее нет необходимых условий для хранения тела.
В настоящее время в Горно-Алтайске завершается реконструкция алтайского Национального музея имени Анохина, где создается специальное помещение для хранения мумии "алтайской принцессы".]
Эл Курултай в 1997 году запретил проводить раскопки в связи с многочисленными обращениями жителей Кош-Агачского района и общественного объединения "Эне Тил". Основная причина недовольства была связана со знаменитой находкой новосибирского археолога Натальи Полосьмак.
"Сессия (в пятницу) удовлетворила протест прокурора Республики Алтай на постановление Государственного Собрания - Эл Курултай РА от 10 июля 1997 года №22-65 "О запрете раскопок курганов в Кош-Агачском районе", - говорится в сообщении на сайте республиканского парламента.
Мумия, которой более 2,5 тысячи лет, была найдена экспедицией Полосьмак в 1993 году в кургане скифского времени на плато Укок на Алтае, вблизи границы с Монголией. Археологи передали находку в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирск, где она хранится до сих пор.
[MORE=читать дальше][/MORE"Постановление (парламента) было принято с превышением должностных полномочий, так как археологические памятники являются объектами культурного наследия федерального уровня. Региональные власти не могли вносить подобные запреты", - сообщила РИА Новости старший помощник прокурора Республики Алтай Ирина Тюхтенева.
Она признала, что снятию неправомерного запрета способствовала ситуация, когда очередной новосибирской археологической экспедиции в 2009 году пришлось отказаться от раскопок в этом районе Алтая. Ученые обратились в Росохранкультуру, представители которой в свою очередь обратились с письмами в прокуратуру.
Обнаружение мумии "алтайской принцессы" стало научной сенсацией. Представители Российской Академии наук назвали тогда это открытие одним из самых значимых в мировой археологии: впервые были получены для исследований не просто останки костей, а хорошо сохранившаяся мумия, позволяющая исследовать ДНК, воссоздать образ, убранство людей, живших в эпоху великих империй и завоеваний Александра Македонского.
Академик Вячеслав Молодин и доктор исторических наук Наталья Полосьмак в 2004 году были удостоены Государственной премии в области науки и технологий за "открытие новой евразийской цивилизации".
Местные власти тогда предъявляли археологам различные претензии, суть которых сводилась к тому, что ученые "оскверняют могилы предков". Объяснения, что могильники никак не связаны с современным населением Республики Алтай и являются частью мирового наследия, тогда восприняты не были.
Ситуация несколько раз обострялась в связи с землетрясениями в республике. Инициативные группы граждан требовали вернуть мумию и захоронить.
Последние несколько лет не прекращается спор между новосибирскими учеными и правительством Алтая о том, где должна храниться мумия - в Новосибирске или Горно-Алтайске. Так, новосибирские ученые считают, что в алтайском музее нет необходимых условий для хранения тела.
В настоящее время в Горно-Алтайске завершается реконструкция алтайского Национального музея имени Анохина, где создается специальное помещение для хранения мумии "алтайской принцессы".]
Другим вопросом является необходимость таких раскопок для самих алтайцев. У них ведь сейчас практически не осталось национальной культуры. На Алтае не осталось ни одного шамана, то есть того, кто является хранителем традиций. Наиболее ранние этнографические материалы собраны русскими священниками. Понятно, через какую призму воспринимали они чужую культуру. А у истории есть суровый закон: "Нет источника - нет истории".
Что тогда будут делать?
Социальная напряженность местного населения достигнет пика, факт.
Но ведь возможно, чтобы нашли в этой местности еще мумии?
Еще припомнился человек из Толлунда... Там, правда, совсем другой способ мумификации получился.
Да, конечно.
Еще мумии, сохранившиеся в песке, которые тоже не подвергались бальзамировнаию.
Просто будет очень интересно, если обнаружат мумии, подобные Алтайской принцессе.
А у истории есть суровый закон: "Нет источника - нет истории".А у истории есть суровый закон: "Нет источника - нет истории".
Я согласно с этим...раскопки проводить надо...хотя, может быть и есть вещи, которые лучше не трогать...Но, что касается конкретно данного артефакта, мне кажется ее лучше оставить там, где есть хорошие условия для хранения и консервации. Сохраниение памятника требует больших затрат м профессионализма...У нас по городу не все музее имеют должное оборудование...а уж, что говорить об Алтае...((((
Не так давно был конфликт между церковью и музейными фондами...не помню точно на счет какой иконы. Вопрос был в следующем, возвращать ли икону в храм, на чем так настаивал патриарх...С одной стороны-это духовный символ...а с другой, каноничная иконопись на Руси умерла в конце 16-нач 17. И это наше культурное наследие. В храме нет специальзированных хранилищ...
"около 200 лет"
А исходя из каких критериев вычисляли?
Да вполне адекватное сравнение. Поэтому здесь суеверие не главный фактор. У меня есть знакомые алтайцы, в том числе из Кош-Агачского района. Они разные, как и все другие люди.
У нас по городу не все музее имеют должное оборудование...а уж, что говорить об Алтае...((((
Это бизнес. Если данный экспонат увеличит приток туристов деньги найдут.
А исходя из каких критериев вычисляли?
Уже не помню. Ссылаюсь на авторитет специалиста. Могу, конечно, поделиться своими соображениями, если нужно...
Я не думаю, что он реально им поднимет приток туристов...Не все на карте найдут Алтай...А из тех, кто найдет...Я буквально только сегодня разговаривала с пиар-менеджером научного отдела одного из наших музеев, у меня идея одна мелькнула по организации досуга ...Так вот сейчас идет реальный приток посетителей...а денег никто не дает...Более того, какие то новые проекты и идеи спонсируются по старым расценкам.
Могу, конечно, поделиться своими соображениями, если нужно...
Я как то уже говорила, что собственное мнение собеседника, меня интересует больше чем интерпретации...ну скажем из книг...За цитатами не всегда виден сам человек...его ход мыслей...Так, что...
Могу, конечно, поделиться своими соображениями, если нужно...
Археология всегда имеет дело с мусором. Если раскапывается город (не Помпеи, а вполне заурядный) там можно найти лишь то, что у жителей было под ногами. С могильниками ситуация иная. Здесь материальная часть содержится вполне целостно. Однако, копать могилы - дело во-первых грязненькое (мне опытный археолог говорил, что ему могилы снятся), во-вторых не всегда целесообразное. Например мы имеем достаточно вещественного материала по русской культуре. Понятно, что восполнять археологический пробел ресурсами русских могил не вполне целесообразно. Зато о других культурах мы знаем мало, так как с колонизацией Сибири, с цивилизационными процессами, культура кореных народов трансформируется. 200 лет назад в Сибири было то же культурное состояние, что и 1000 лет назад. Кроме того, через 200 лет умирают родственники умершего всех поколений, что его застали живым.
Есть еще одно соображение, правда, вряд ли оно учитывается археологами. Это формула "Шефа": через 200 лет история мифологизируется, поэтому возникает еще большая потребность в конкретном материале. Археологический памятник - он ведь объективен, в отличие от письменного.
Не понял. Поясни.